Картина повествует о непростой истории взаимоотношений балерины Мариинского театра Матильды Кшесинской и нескольких других людей в ее жизни, включающих будущего императора России Николая Александровича. Неизвестно, сколько правды в этой истории, но тем не менее интерес публики к ней подогрет многочисленными скандалами.

Содержание/сюжет

Москва, 1896 год. В Успенском соборе Кремля проходит коронация Николая II и его супруги Александры Фёдоровны. Внезапно в храм входит женщина в белом венчальном платье, крестящаяся при входе по западному обычаю; за ней начинается погоня, но она ловко уходит от неё и проникает на хоры — в ней узнают балерину Мариинского театра Матильду Кшесинскую. Она зовёт императора его короткими именем «Ники», от чего он, услышав знакомый голос, падает в обморок и роняет из рук поднесённую митрополитом Большую императорскую корону…

Санкт-Петербург, 1890 год. Директор Императорских театров Иван Карлович ведёт просмотр новых балерин в труппу. Особое внимание у него вызывает заслуженная прима балета — итальянка Пьерина Леньяни. Но в мыслях у директора и его помощника только восходящая звезда Матильда Кшесинская.

Царское Село. На ступенях Камероновой галереи проходит фотографирование выпускниц школы балета Императорских театров. Все балерины одеты в стандартные балетные пачки и только Кшесинская в костюме Белого лебедя, чем вызывает одновременно недовольство и восхищение Ивана Карловича.

Санкт-Петербург, Мариинский театр. На сцене проходит дебютный спектакль выпускников балетной школы. Балерина Леньяни под аплодисменты зала исполняет свою партию. В Царской ложе присутствуют наследник престола — цесаревич Николай Александрович, его мать — императрица Мария Фёдоровна и двоюродный брат — великий князь Андрей Владимирович. Все ждут выступления Матильды Кшесинской, также присутствует её давний страстный поклонник — граф Воронцов. Леньяни, завидующая славе Матильды, за кулисами развязывает тесьму на костюме соперницы, желая вызвать скандал на глазах Наследника. Во время исполнения танца костюм Матильды спадает, обнажая грудь балерины, но она заканчивает партию и убегает за сцену под всеобщий восторг. Николай, неожиданно для себя, попадает под магию взгляда балерины, влюбляется в неё и князь Андрей.

1893 год. Царский поезд. Император Александр III показывает сыну фотографии балерин и особо он выделяет Кшесинскую, отмечая, что именно такая жена нужна Николаю, а не «та немка», которой наследник пишет письмо. Николай отвечает отцу, что его будущую невесту зовут Аликс и он, как наследник престола, всегда должен быть готов взойти на него вместе с супругой. Александр замечает: «Рано ещё меня хоронить», а Мария Фёдоровна упрекает супруга в том, что он показывает Николаю балерин. Неожиданно поезд резко затормозил из-за застрявшей на переезде повозки крестьянина, но происходит его крушение. Позволяя своей семье выбраться из вагона, Александр на протяжении долгого времени держит упавшую крышу вагона, после чего теряет силы и падает без сознания. Шеф сыскной полиции Власов проникает внутрь вагона и обнаруживает императора живым, но его здоровье уже подорвано.

Царское Село. Наследник и князь Андрей присутствуют на мотоциклетных соревнованиях, среди зрителей присутствует и Матильда. Балерине оказывают внимание сидящие рядом князья, однако она не отвечает им взаимностью. Князь Андрей спрашивает у своего двоюродного брата, что бы он подарил Матильде и неожиданно понимает, что сам Николай тоже сегодня намерен устроить ей свидание. Матильда в сопровождении охраны цесаревича отправляется в его палатку, эту сцену случайно видит победивший в соревнованиях Воронцов. Николай дарит Матильде колье, украшенное драгоценными камнями, отмечая при этом, что их отношения не выйдут за рамки этой встречи. Матильда отказывается от украшения, заявляя Николаю: «Это Вы никогда не сможете забыть меня, будете ревновать и искать встречи» и отвергает ухаживания наследника. В этот момент в палатку врывается разъярённый Воронцов и со словами «Ты украл мой поцелуй!!!» нападает на цесаревича. Его схватывает охрана и, несмотря на приказ Николая помиловать Воронцова, её шеф Власов передаёт задержанного немецкому врачу-психиатру Фишеру, чтобы тот с помощью своих новых методов (включающих в себя и погружение испытуемого в транс) доказал, что Воронцов и Кшесинская готовили покушение на наследника.

Мариинский театр. Движимый влечением, Николай проникает в гримёрку Матильды, где застаёт полуобнажённую балерину в смятении. Она заявляет, что все считают её любовницей цесаревича. Николай приглашает Матильду на бал, посвящённый его дню рождения, на что Матильда отвечает, что негоже балерине приходить на такое мероприятие, хоть она и является потомком княгини Красинской и наследницей польского престола и напоминает, что у Николая есть невеста. Наследник отвечает, что хотя его и торопят с венчанием из-за желания тяжелобольного после крушения поезда отца дать личное благословение браку, у него есть время «подумать» до Нового года и просит Матильду называть его «Ники», после чего между наследником и балериной возникает страсть. Эту сцену случайно видит Иван Карлович, не пуская помощников к Матильде и таким образом сохраняя спокойствие влюблённых.

Петергоф. Николай и Матильда катаются на воздушном шаре, после чего предаются любви в апартаментах наследника. Мария Фёдоровна стучится в опочивальню сына, но в постели Николая обнаруживает лишь обнажённую Матильду, прикрывающуюся только мантией, оторочённой горностаевым мехом. Императрица заявляет балерине: «Надеюсь, мой сын получил от вас всё, что хотел, и теперь мы увидим вас только на сцене», но Николай, слышавший разговор, требует Матильду выйти с ним. Он, к недовольству матери, представляет Матильду гостям и лично прикованному к инвалидной коляске отцу, называя её княгиней Красинской. Александр III требует от Матильды подойти к нему, берёт её за руку и говорит ей: «Это с виду он такой взрослый, на самом же деле он большой ребёнок. Я так мало успел для него сделать. Береги его», после чего просит супругу увезти его.

Александр III умирает, Николай становится правителем России, но государственные дела тяготят его, его беспокоит только любовь к Матильде. Воспитатель наследника, обер-прокурор Синода Константин Победоносцев говорит Николаю: «Видно плохо я тебя учил, ты имеешь право на всё, кроме любви» и напоминает о скором приезде из Германии его невесты. С венчанием и последующей коронацией торопит сына и Мария Фёдоровна, требуя от сына «забыть о балете» и вернуть письма, в которых он обещал Матильде жениться на ней. Николай отказывается, говоря, что ему надо подумать. Императрица намерена действовать решительно.

Иван Карлович сообщает свои подопечным радостную новость — траур по умершему государю отменили и в Москве намечаются торжества по случаю венчания Николая Александровича и Алисы Гессен-Дармштадской и их коронации, в честь которых балетная труппа будет выступать на сцене Большого театра с новым балетом Рикардо Дриго «Жемчужина», главная роль невесты в котором предназначена приме Леньяни. Присутствующая в зале Матильда, для которой новость о будущей свадьбе «Ники» стала ударом, требует себе главную партию, на что Иван Карлович соглашается, ставя балерине условие — она должна будет сделать 32 фуэте.

Власов угрозами требует у Матильды письма, но та отказывает ему. Алисе, попавшей под влияние Фишеля, для того, чтоб учинить расправу над Матильдой при помощи спиритических сил необходима ее кровь.

Николай пробует найти доказательства знатного происхождения Матильды, но та против. В то же время Андрей просит ее уехать с ним за границу, но та не хочет быть содержанкой, а хочет официальный статус.

На допросе Воронцов вырывается, топит Фишеля, и убегает из-под надзора. Аликс(Алиса) похищает у Матильды пуанты, на которых есть кровь Матильды, так как та, не щадя себя, учится крутить 32 фуэте. 

Власов уже силой и похищением пытается отобрать у Матильды письма, но той удается убежать, сказав, что уже вернула письма. 

На афише главную партию исполняет Леньяни. Кшесинская запирает ту в гримерке, и бежит на сцену ,однако ее ловит Власов. Освободившаяся Леньяни выходит на сцену, Матильда вырывается от Власова и тоже выходит на сцену. Начинается "дуэль", обе начинают крутить фуэте. Матильда проигрывает, падает и убегает, расстроенная. Однако после представления к ней заходят Николай, а позже и Аликс, и тут у ней получается прокрутить 32 фуэте.

Ники хочет в очередной раз увидеть Матильду, и покидает дворец. Он едет к подаренному Матильде загородному дому, в котором та уже собирается уезжать. Однако в дом врывается Воронцов, похищает девушку, и собирается увезти ее на пароме. Но люди Власова не дают ему удрать, взрывая паром в попытке отрубить все концы. Николай видит это и он в ужасе. тем временем, Матильду, успевшую выпрыгнуть и спастись, увозит на лодке Власов, говоря той ,чтоб она исчезла, что так будет лучше и для императора, и для страны.

Показывают начальную сцену фильма, с обмороком императора. После того, как Николая приводят в чувства, тот продолжает участие в церемонии. При праздновании этого события на Ходынском поле происходит давка, в которой погибают две тысячи человек. Николай,лично приехав на Ходынку,  распоряжается похоронить всех усопших, и выплатить за каждого по 500 рублей их семьям. Во время праздничного фейерверка в тот же день, император встает на колени.

Перед брачной ночью Аликс признается мужу в любви.

В титрах указывается, что Николай и Александра Федоровна счастливо прожили в браке 24 года, у них было четверо дочерей и сын, всю семью расстреляли 17 июля 1918 года. Кшесинская вышла замуж за князя Андрея и прожила до 99 лет.



Рекомендуем для Вас

счетчик посещений