Основа сюжета романа «Сердце пармы» — реальные исторические события второй половины XV века. Писатель и историк, экскурсовод из Перми Алексей Иванов написал этот роман в 2003 году. Вычегодско-Вымская летопись отмечает, что в 1451 году Василий II Тёмный отправил в Пермь Великую Чердынь верейского князя Ермолая с детьми Михаилом и Василием. 

Содержание/сюжет

Храмодел (строитель храмов) Васька Калина рассказывает, что в середине XV века русской Пармой, Пермским княжеством, правил князь Ермолай, который послал новогородских ушкуйников во главе с Ухватом, за «камень» — Уральский хребет. Среди них был и Калина. Тамошние жители не принимали Христа, но поклонялись местным богам, а больше всего почитали Солнечную деву — Сорни най. Цель Ермолая — захватить священного идола — Золотую бабу — и, завладев этим символом власти, который признают местные жители, взять под свою руку всю Пермь, отгородиться от Москвы и стать государем, равным московскому.

Отряд, посланный князем, наблюдает за ритуалом, проводимым вогульским шаманом. В ходе обряда воины намереваются принести в жертву троих захваченных ими русских, но Ухват, предводитель, не решается за них вступиться. Его цель — статуя Золотой бабы. Улучив подходящий момент, они убивают нескольких участников ритуала, а также волчицу, оказавшуюся оборотнем, и забирают с собой идола.

Вогульский хакан Асыка преследует и настигает епископа Питирима, распиная его затем на кресте.

В городе Усть-Вымь князь Ермолай обходит местный рынок, по-отечески интересуясь у рыболовов, как улов, делая замечание бочкарю, проверяя, как идёт строительство. В поселение приезжает юная Тичерть, заявляющая, что готова уплатить дань шкурами за своего отца — чердынского кана (князя) Танегу. Сотник Полюд с сарказмом замечает, что тот пропойца и давно пропил всё своё добро, и что теперь их кан — князь Ермолай. Князь принимает решение женить на дочери кана своего сына Мишку.

Полюд сообщает князю, что из посланного отряда уцелел только Ухват, находящийся в невменяемом состоянии, остальные же погибли. В мешке у Ухвата находится Золотая баба. Через идола Сорни най, ранее обитавшая в теле женщины-оборотня, убитой в первом эпизоде, вселяется в Тичерть, становящуюся ламией. Ранее нянька объясняет, что ламия — оборотень, Сорни най в человеческом обличьи. Когда ламия умирает, богиня вселяется в другую женщину.

Хакан Асыка во время посещения капища рассказывает паму (верховному шаману) о своих планах: не только вернуть Золотую бабу, но и истребить русских, поскольку те несут местным племенам своего, христианского бога, для которого, по словам Асыки, нет «ни земли, ни народа, ни предков». Он считает, что русские уничтожат местных богов, а затем и народ.

Неожиданно на Усть-Вымь совершается нападение воинства вогулов во главе с Асыкой. Их цель — Золотая баба. Асыка въезжает в город верхом на боевом лосе. В городе убиты почти все, в том числе и князь Ермолай, храбро защищавший свой народ. Князь Танега перед смертью просит Мишку жениться на Тичерти и завещает ему княжество Чердынь. Сотник Полюд успевает спасти Мишку и Тичерть, сбрасывая их с обрыва в снег и прыгая в след за ними. В результате падения Мишка ломает нос. Тичерть обращается в рысь и убегает. Полюд отвозит Мишку в Чердынь, где его венчали на княжение в Перми Великой.

Проходят годы. Тичерть живёт с нянькой, которая считает, что та должна выйти замуж за хакана Асыку. Во время свадебной церемонии Тичерть магической силой отбрасывает от себя Асыку, нянька гибнет, затем Тичерть останавливает магией воинов хакана. Позже Асыка встречает Тичерть, которая говорит ему, что богиня Сорни най велит тому не трогать князя Михаила. Тичерть обещает Асыке остановить его.

Местные князцы не боятся молодого князя Михаила и почти не платят дань, а князь не желает проливать крови. Однако Москва поддерживает его и требует навести порядок. Молодой князь Михаил мирным путём приводит земли пермяков к подчинению. Он навещает шибана Афкуля мурзу Мансура на лодке, которую тащат бурлаки — русские рабы. Среди бурлаков оказывается Васька Калина, который даёт бесценный совет: надо пригрозить шибану жалобой на то, что он ворует большую часть дани, предназначенной казанскому хану. Мансур соглашается уступить часть хараджа Казани и ясака Москве, пропускать русские суда и освободить русских рабов. К Михаилу присоединился отважный воин Исур, сын Мансура. По дороге домой отряд Михаила делает остановку у «прокудливой» берёзы, где шла свадьба пермяков. Там Михаил встречает Тичерть.

Тичерть становится женой Михаила, княгиней и рождает ему сына Матвея. Князь держит совет, нужно ли принимать епископа Иону, и соглашается, что это хорошая идея. Иона приезжает в город, первым делом посещает церковь, обнаружив, что храм «осквернён» языческими идолами и не годится для богослужений. Он наказывает Калине приготовить проект новой церкви, для начала — в виде модели («игрушки»).

Епископ Иона проводит крещение водой. Он крестит всех, в том числе Матвея, сына-младенца князя. Ламия отказывается пройти таинство и принять христианство, сказав, «мои боги хорошо заботятся обо мне». Епископ грозится крестить женщину насильно, но та, прибегнув к колдовским чарам, убегает. Князь отправляет погоню, но не может догнать её, обратившуюся в рысь. Епископ раскаивается, что пытался обратить в христианство силой, а не проповедью. Васька Калина находит ламию и убеждает её вернуться домой. Епископ сообщает в Москву великому князю Ивану Васильевичу, что Михаил живёт с некрещёной, в надежде, что великий князь вразумит к крещению. Иван прислал за досмотром за Михаилом опального дьяка Данилу.

Иван требует Асыку подчиниться ему. Хакан в ходе ритуала убивает гонца, сообщившего об этом. В ответ Иван велит Михаилу пленить Асыку и доставить его в Москву. Тичерть воспитывает детей. Михаил с войском против своей воли отправляется за «камень» на войну с Асыкой. Дьяк Данила, оставшийся с женщинами, сгорает от страсти к Тичерти и пытается ею овладеть, но княгиня, обратившись в рысь, даёт ему отпор. Ночью Михаил берёт Пелым и пленяет Асыку. В эту ночь в Чердыни молния сбивает крест с русской церкви, и епископ Иона, усмотрев в этом недоброе знамение, рискуя жизнью, в бурю в одиночку водружает на храм другой крест, что чудесным образом спасает Михаила в личном поединке с Асыкой, которого удаётся сбить с лося татарину Исуру, верному воину князя. В течение всего похода к княгине никто не приходит, её считают ведьмой, и она отчуждается от жителей города.

Московский воевода Фёдор Давыдович Пёстрый, князь Палецкий передаёт Михаилу волю Ивана принять участие в походе на Казань, но тот, потерявший много воинов в походе на вогулов и не желая крови, отказывается. В ответ по велению Ивана Фёдор Пёстрый возглавляет Чердынский поход. Почти никто из князцов не приходит на призыв Михаила. Михаил освобождает Асыку, но с ним сбегает Тичерть. Иона показывает Михаилу гробики, младенцев убитых взрослыми, после того, как дети были крещены. Говоря об этой дикости, он просит князя пустить на Пермскую землю Москву. Но Фёдор идёт по пермским землям, истребляя пермяков. Иона просит его разрушить их капища, но людей не трогать.

Московское войско нападает на Чердынь, используя пушки. В бой среди прочих выходит Калина, который, как казалось, гибнет. В последний момент на помощь Михаилу приходит войско Асыки. В бою на стороне Москву участвует дьяк Данила, которого побеждает в поединке Михаил, но щадит его. Во время ночной передышки Асыка предлагает Михаилу уйти с ним и говорит, что ламия принадлежит мне, женщина (Тичерть) Михаилу, а Парма им обоим. Михаил отвечает, что Парма уже давно Русь, а он русский князь, поэтому останется на своей земле. По просьбе Михаила Асыка ночью уводит людей из города. Остаются Михаил и с ним Полюд, Исур и двое князцов. Данила, движимый желанием узнать, где Тичерть, упрашивает Фёдора не убивать Михаила. Башню, где они сидят, москвичи берут штурмом. Москвичи стреляют из арбалетов, убивая Полюда. Данила закрывает собой князя и гибнет. Михаила пленяют и отправляют в Москву к великому князю Ивану.

В московской темнице Иван беседует с Михаилом, говоря, что Господь избрал Русскую землю и народ, которые остались единственной твердыней истинной веры, поэтому он, великий князь, намерен сделать Русь великой державой, посшибаит шапки с князей и перемешать все народы, сделав единый народ и «чтобы коли Москве стали враги грозить, у чердынцев сердце захолонуло, а коли на Чердынь бы напали, московит сна лишился». Михаил покоряется великому князю. Он возвращается в Пермь, пребывая в новый русский укреплённый пункт Покчу, где встречает чудом выжившего Калину. В Покчу была перенесена столица Перми, там правит Фёдор и живут дети Михаила.

В конце фильма князь Михаил Ермолаевич вспахивает поле на месте битвы за Чердынь. Ему помогают сын Матвей, дочь Анна и жители Чердыни. К ним приезжает отряд во главе с Асыкой, сопровождающий Тичерть. Асыка уезжает, а Тичерть остаётся с семьёй. В последних кадрах Золотая баба сгорает, освобождая женщину от своего духа.



Рекомендуем для Вас