Пожилая женщина по имени Кристина приезжает на север Швеции, где проживают оленеводы-саамы, на похороны своей сестры, с которой они не виделись много лет. Когда-то Кристина покинула эти места и не любила вспоминать о своём саамском происхождении; практически всю жизнь она прожила как шведка. Однако здесь, на родине, перед её глазами встают события прошлого. Она вспоминает, как в 30-е годы, будучи подростком, воспитывалась вместе с сестрой в школе-интернате для саамских детей...

Содержание/сюжет

Действие картины происходит в 1930-е годы, фильм фрагментирован на современное время и на 30-е гг. В начале фильма 78-летняя Кристина, саамская женщина, которую в детстве звали Элле-Марья, приезжает со своим сыном Олле и внучкой Санной в небольшой городок где-то в шведской Лапландии на похороны своей младшей сестры. Кристина не хочет там находиться. Она не любит саамов, называет их ворами и лжецами, и её беспокоит, когда люди говорят с ней на её родном языке, южносаамском, который она больше не понимает. Она даже отказывается ночевать в доме своей покойной сестры и предпочла бы поселиться в отеле.

Вечером в отеле Кристина вспоминает своё детство и события, которые заставили её покинуть город.

В 1930-е годы 14-летнюю Элле-Марью отправляют с младшей сестрой Ньенной в школу кочевников. Это школа-интернат для саамских детей, где светловолосая учительница из Смоланда по имени Кристина Лайлер учит их шведскому языку и знает своё место. Если говорить на саамском даже между собой вне класса, это приводит к избиению. Элле-Марья - одна из лучших учениц, с отличными результатами на экзаменах и стремящейся совершенствовать свой шведский язык. Её учитель поощряет её интерес к чтению и дает ей сборник стихов Эдит Сёдергран. Элле-Марья чувствует себя отчужденной от других саамских детей, и её чувство отчуждения усиливается, когда ученые из государственного института расовой биологии в Уппсале приходят в школу, чтобы измерить головы детей и сфотографировать их обнажёнными, игнорируя их вопросы о том, что происходит, и игнорируя их стыд за то, что им приходится раздеваться в присутствии друг друга, учителя и соседских мальчиков, которым разрешено смотреть через окна.

Пригрозив группе этих мальчиков старым ножом её отца, потому что они называли её расистскими именами и оскорблениями, мальчики порезали край уха Элле-Марьи, как саамы делают с оленями. Она переодевается в платье и берёт одно из платьев своего учителя с верёвки.

Группа молодых солдат проходит мимо неё на пути к танцам, и Элле-Марья крадется за ними. За пару часов она почувствует, каково это - пользоваться уважением других и без вопросов обращаться с ними порядочно. Она танцует с мальчиком по имени Никлас, который живёт в Уппсале, и Элле-Марья решает, что она оставит Лапландию и поедет учиться на юг, в Уппсалу. Она говорит Никласу, что её зовут Кристина, и не упоминает её национальность. Тем не менее, её сестра, которая рассказала секретарю школы о том, что Элле-Марья сбежала, приходит с секретарем, и Элле-Марья насильно удаляется с танца и получает порку с помощью прутьев.

Элле-Марья подходит к своему учителю и спрашивает, может ли она получить письменную рекомендацию продолжить учебу в Уппсале. Учитель сообщает Элле-Марье, что она «сообразительна», но что саамам не хватает интеллекта, необходимого для высшей учебы. Она утверждает, что саамы «нужны» в северной Швеции и якобы плохо приспосабливаются к городским условиям. Услышав это, Элле-Марья решает сбежать в Упсалу, крадет обычную одежду у женщины в поезде и сжигает своё национальное платье. Она приглашает себя остаться с семьей Никласа. Родители Никласа неохотно впустили их в дом на ночь и просят Элле-Марью уйти, показывая сыну, что знают, что их гость - Саамка. Затем Элле-Марья вынуждена спать на улице в Ботаническом саду.

Элле-Марья записывается в школу под именем Кристина Лайлер. Когда она начинает заводить новых друзей, ей выставляют счёт за два семестра обучения в размере 200 шведских крон. Элле-Марья возвращается в семейный дом Никласа, чтобы занять у него денег, но обнаруживает, что Никлас празднует свой день рождения с вечеринкой. Её приглашают присоединиться к вечеринке, где группа студентов университета начинает с ней болтать, показывая, что они знают, что она Саамка, через родителей Никласа. Они заставляют её спеть Йойк перед тусовщиками. Униженная, Элле-Марья покидает вечеринку, но к ней подходит Никлас, и она просит у него денег. Он дает ей отпор, и его мать зовёт его обратно в дом.

Не имея возможности платить за школу, Элле-Марья вынуждена ехать на поезде домой. Элле-Марья возвращается к своей семье, но враждебно относится к ним за то, что они саамы. Она хочет продать свою долю оленей, чтобы оплатить учебу, но её мать отклоняет эту просьбу и просит дочь уйти. На следующее утро мать Элле-Марьи молча даёт дочери деньги на продолжение учебы в виде серебряного пояса, который когда-то принадлежал отцу Элле-Марьи.

Фильм возвращается в наши дни, когда Кристина приносит извинения своей мертвой сестре Ньенне на южносаамском.

Рекомендуем для Вас

счетчик посещений