Зимой 1590 года в Кольмаре голландский типограф и гравёр Хендрик Гольциус обращается к маркизу Эльзасскому с просьбой о выделении средств на создание типографии, которая будет издавать иллюстрированные книги. Гольциус считает, что первые две книги, которые выйдут из-под печатного станка, следует преподнести маркизу и его свите. Этими книгами должны стать иллюстрированное издание Ветхого Завета, содержащее шесть историй с эротическим содержанием, и иллюстрированное издание Метаморфоз Овидия, содержащее историю измен Юпитера.

Сюжет

Зимой 1590 года в Кольмаре голландский типограф и гравёр Хендрик Гольциус обращается к маркизу Эльзасскому с просьбой о выделении средств на создание типографии, которая будет издавать иллюстрированные книги. Гольциус считает, что первые две книги, которые выйдут из-под печатного станка, следует преподнести Маркизу и его свите. Этими книгами должны стать иллюстрированное издание Ветхого Завета, содержащее шесть историй с эротическим содержанием, и иллюстрированное издание Метаморфоз Овидия, содержащее историю измен Юпитера.

Чтобы ещё сильнее прельстить Маркиза, Гольциус и его типографские работники готовятся поставить перед свитой Маркиза серию спектаклей по этим эротическим рассказам. Маркиз, человек, известный широтой взглядов, просвещённый, гордящийся своей религиозной и культурной терпимостью, владелец большой библиотеки, интересующийся книгами и новыми технологиям печати, поддаётся искушению Гольциуса. В присутствии свидетелей Маркиз заявляет, что возместит производственные затраты Гольциуса и компании, при условии, что те будут держать его в состоянии распалённом и взволнованном.

Гольциус и его Пеликанья компания печатных мастеров с их жёнами и любовницами из театрального мира приступают к работе.

Первая пьеса основана на рассказе Книги Бытия об Адаме и Еве — о создании Господом Адама, о создании Евы, о дьявольском искушении и о том, как Ева убедила Адама вкусить яблоко. Зрителями спектакля становятся узкий круг семьи и свиты Маркиза и группа представителей различных религиозных верований: католический священник, протестант-кальвинист и еврей-раввин. Спектакль сопровождается хитроумными и впечатляющими эффектами: Господь и ангелы, Дьявол и дерево познания, чудеса Эдемского сада и завершающее изгнание Адама и Евы из сада со снежной бурей, врывающейся во дворец. Публика удивлена, поражена и очарована откровенностью и волшебством действа, представители церквей бросаются в жаркий спор о вопросах художественного представления Бога, а довольный Маркиз раззадорен игрой Евы — актрисы Сусанны, перед которой открывается перспектива покинуть сцену, став любовницей Маркиза.

Вторая пьеса Гольциуса рассказывает историю Лота и его дочерей. Чтобы изобразить горящие Содом и Гоморру, Пеликанья компания ставит пьесу в дворцовой котельной. Превращение жены Лота в соляной столп повторено в точности. Непосредственность драматизации глубоко возмущает свиту и священнослужителей, которые обвиняют Гольциуса в богохульстве и велят арестовать Боэция, драматурга Пеликаньей компании. Тот находчиво парирует, умело аргументируя обоснованность инсценировки, намекая, если не вовсе на атеистические взгляды, то на свою принадлежность к анабаптизму. Между тем, разгорячившийся Маркиз проникается страстью к Адэйле — актрисе, игравшей вторую дочь Лота, любовнице Боэция, тем самым вызвав жгучую ревность актрисы Сусанны.

Третье драматическое подношение Гольциуса — история Давида и Вирсавии. Боэций бросает вызов маркизовой свите и духовенству с его ветхозаветным лицемерием. Маркиз, которому нетерпится убрать драматурга с дороги и провести ночь с его женой, даёт согласие на арест Боэция по обвинению в ереси.

Пеликанья компания, понёсшая потери, но намеренная продолжать, упрашивает Боэция написать в тюремной камере четвёртую пьесу. Так они ставят ветхозаветную историю о жене Потифара — властной супруге египетского царедворца, пытающейся соблазнить сопротивляющегося Иосифа, которого играет младший брат Маркиза. Идея унизить Маркиза, унизив на сцене его брата, принадлежит Гольциусу и должна помочь вынудить Маркиза выпустить Боэция на волю.

Пятая история Гольциуса — это ветхозаветный рассказ о Далиле, обольстившей Самсона. Сыграть Самсона уговаривают высокого и крепко сложенного еврея-раввина, чья непреклонность ослабевает, когда пару по сцене ему составляет актриса, игравшая жену Потифара и своим появлением заставляющая раввина трепетать. История Самсона и Далилы заканчивается сценой, где от Самсона отступает сила и в которой раввину сбривают все волосы на теле. Обезумевший раввин яростно и мстительно обличает перед Маркизом кальвиниста, искушающего брата его сиятельства, и, будто пародируя историю Самсона и Далилы, обрушивает павильон Пеликаньей компании.

В надежде на освобождение своего возлюбленного, любовница Боэция соглашается исполнить чувственную роль Саломеи в новозаветном рассказе о смерти Иоанна Крестителя, играть Ирода в котором соизволил Маркиз, при условии, что Иоанна сыграет Боэций. В ходе спектакля она публично стыдит Маркиза и прямо на сцене предаётся перед ним любовным ласкам с Боэцием. В приступе неодолимой ревности и следуя библейскому тексту, Маркиз, играя Ирода, приказывает отсечь голову Иоанну Крестителю, которого играет Боэций. Но происходит это не как сценическое изображение, а на самом деле, и Боэция обезглавливают.

Оцепенение спадает, Маркиз затаивается. Его католический представитель откупается от Гольциуса и Пеликаньей компании, подписывая контракт на финансирование типографии. Компанию поспешно, в метель, выдворяют из Кольмара. В карете, по дороге на юг, в Италию, возлюбленная Боэция разворачивает свёрток с украденной ею окровавленной головой Боэция, которую она пылко гладит и целует. Экипаж стремительно врывается в тёмный туннель в Альпах. Гольциус везёт Пеликанью компанию в Италию.

Рекомендуем для Вас